Структура образования в Болгарии.
В течение последнего 10-летия в Болгарии были приняты различные нормативно-правовые акты, касающиеся всех сфер образования. Так, согласно Закону о национальном образовании, принятого в 1991 г., образование в стране является светским. Период политических преобразований обнажил много социальных и педагогических проблем, которые оказывают влияние на развитие начальной школы. Вопросы, касающиеся готовности ребенка к школе, сохранения всего количества детей в школе в течение периода обязательного обучения, обеспечения процесса обучения детей, слабо владеющих болгарским языком, являются приоритетными на этапе обязательного обучения.
После 4 лет обучения в начальной школе, куда принимают детей с 6-летнего возраста, следует аналогичный по длительности этап общего базового образования в средней школе. Программа обучения включает в себя как профильно-ориентированное обучение, так и обязательные общеобразовательные дисциплины. После окончания 6, 7 и 8-го классов учащиеся могут из общеобразовательной школы перейти в соответствующий класс профессионально-технической школы.
Получение полного среднего образования происходит, начиная с 9-го класса, в профильно-ориентированных классах: естественнонаучных и математических, гуманитарных и углубленного изучения языка, а также в обычных непрофильных общеобразовательных школах.
Основные направления реформ в образовании
Принятая в 1997 г. концепция развития среднего образования предусматривала введение в Болгарии 12-летнего обязательного среднего образования и проведение государственного тестирования выпускников средней школы. Положения концепции стали основой реформы школьного образования, нормативная база которой была утверждена в 1999 г.
С этой целью были внесены существенные поправки в Закон об общеобразовательном минимуме и в Закон о национальном образовании, а также объявлен переход на 12-летнюю систему обучения и проведена реформа государственной итоговой аттестации, представляющая собой введение единых государственных экзаменов на аттестат зрелости в средней школе. Основной целью новой системы аттестации была необходимость сближения болгарского школьного образования и систем среднего образования западноевропейских стран. Дополнительной целью для Министерства образования и науки стало стремление привести к общему знаменателю качество обучения во всех школах, так как проведение единых государственных экзаменов предусматривает проверку письменных работ независимой комиссией, а также желание сломать сложившуюся систему репетиторства при подготовке к поступлению в вузы. На проведение этой реформы Болгария получила финансирование Всемирного банка.
Следует отметить, что необходимые меры по подготовке реформы принимались министерством с опозданием, в частности, затягивалась разработка и публикация экзаменационных программ. Это поставило в сложные условия учителей и выпускников 2002 г. и вызвало негативную реакцию общественности. В настоящее время новую форму аттестации выпускников средней школы предполагается проводить на 2 уровнях: 1-й (упрощенный) - для тех, кто не поступает в вуз, 2-й - усложненный, его результаты будут засчитываться при поступлении в университет как вступительный экзамен. Обязательными являются 2 письменных экзамена: болгарский язык и литература и любой предмет по выбору из 19 возможных, по которым разработаны экзаменационные программы. При получении неудовлетворительных результатов выпускнику выдается справка об окончании 12 классов и предоставляется возможность пересдачи через полгода.
Из-за небольшого размера страны практически все вузы были сконцентрированы в столице, где и сформировалась солидная академическая элита.
Особенно хорошо развиты инженерные и компьютерные специальности, изучение иностранных языков, медицина, архитектура и пр. В результате получаемое в Болгарии образование оказывается достаточно солидным. Лучшим доказательством тому служат многочисленность работающих за рубежом болгарских специалистов и обилие иностранных студентов в стране.
В последние десятилетия десятки тысяч болгар работали и работают в странах арабского мира, Азии, Африке, Латинской Америке. Многие не просто иммигрировали, но и удачно прижились в Европе, США и Канаде. Хорошее образование и знание языков позволили им неплохо адаптироваться на новом месте. В то же время в самой Болгарии получило и получает образование очень много иностранцев. Например, множество греческих студентов традиционно предпочитают учится не у себя, а "по соседству". В настоящее время только в Софийском универиситете учится около 1500 студентов из-за рубежа.
В последнее время велик спрос на компьютерные специальности - самый большой конкурс и, соответственно, самый высокий проходной балл в стране именно здесь. Не удивительно, что пользуясь правом свободного приема иностранцев, изучать их приезжают много молодых людей из-за рубежа.
Реформы последних лет неизбежно отразились и на работе вузов - произошла их адаптация к реальностям и потребностям новой жизни. Увеличилось число специальностей, намного разнообразнее стали формы обучения. Выявились большие и недоиспользованные возможности всей системы в целом. В связи с этим и политика государства стимулирует привлечение в страну учащихся из-за рубежа. Им предоставлены условия, о которых пойдет речь в следующем разделе.
Список Болгарских университетов:
- Аграрен университет - Пловдив
- Академия за музикално, танцово и изобразително изкуство - Пловдив
- Академия на Министерството на вътрешните работи - София
- Американски университет в България - Благоевград
- Бургаски свободен университет
- Варненски свободен университет "Черноризец Храбър"
- Великотърновски университет "Св.Св. Кирил и Методий"
- Висше военноморско училище "Никола Йонков Вапцаров" - Варна
- Висше строително училище "Любен Каравелов" - София
- Висше транспортно училище "Тодор Каблешков" - София
- Военна академия "Георги Стойков Раковски" - София
- Държавна музикална академия "Проф. Панчо Владигеров" - София
- Икономически университет - Варна
- Лесотехнически университет - София
- Медицински университет "Проф. д-р Параскев Стоянов" - Варна
- Медицински университет - Плевен
- Медицински университет - Пловдив
- Медицински университет - София
- Международно висше бизнес училище - Ботевград
- Минно - геоложки университет "Свети Иван Рилски" - София
- Национален военен университет "Васил Левски"
- Национална академия за театрално и филмово изкуство "Кръстьо Сарафов" - София
- Национална спортна академия - София
- Национална художествена академия - София
- Нов български университет - София
- Пловдивски университет "Паисий Хилендарски"
- Русенски университет "Ангел Кънчев"
- Софийски университет "Св. Климент Охридски"
- Специализирано висше училище по библиотекознание и информационни технологии - София
- Стопанска академия "Димитър Ценов" - Свищов
- Технически университет - Варна
- Технически университет - Габрово
- Технически университет - София
- Тракийски университет - Стара Загора
- Университет "Проф. д-р Асен Златаров" - Бургас
- Университет за национално и световно стопанство - София
- Университет по архитектура, строителство и геодезия - София
- Университет по хранителни технологии - Пловдив
- Химикотехнологичен и металургичен университет - София
- Шуменски университет "Епископ Константин Преславски"
- Югозападен университет "Неофит Рилски" - Благоевград
|